Система вентиляции крытых автостоянок: мониторинг СО, выбор датчиков и конфигурация установки

Важным аспектом эксплуатации таких сооружений является обеспечение безопасности людей - длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма, продукты сгорания топлива могут стать причиной различных заболеваний.
Традиционно, в качестве индикатора всего набора выхлопных газов автомобилей выступает окись углерода (угарный газ). В п.6.13 СНиП 21-02-99 указано: «В автостоянках закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО, устанавливаемых в помещении с круглосуточным дежурством персонала».
Однако не меньшую опасность представляют оксиды азота (NO2), примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ. Ниже представлена таблица состава автомобильных выхлопных газов.
Компоненты выхлопного газа | Содержание по объему, % | Примечание | |
Двигатели | |||
бензиновые | дизельные | ||
Азот |
74,0-77,0 | 76,0-78,0 | нетоксичен |
Кислород | 0,3-8,0 | 2,0-18,0 | нетоксичен |
Пары воды |
3,0-5,5 | 0,5-4,0 | нетоксичен |
Диоксид углерода | 5,0-12,0 | 1,0-10,0 | нетоксичен |
Оксид углерода (СО) | 0,1-10,0 | 0,01-5,0 | токсичен |
Оксиды азота (NO2) | 0,0-0,8 | 0,0002-0,5 | токсичен |
Рекомендуется регистрировать и следить за изменениями NO2, если автостоянка кроме бензиновых автомобилей также обслуживает транспортные средства с дизельным двигателем.
В зоне стоянки автомобилей для дальнейшего контроля должны быть измерены следующие параметры:
- СО (оксид углерода) для бензиновых автомобилей
- СО (оксид углерода) и NO2(диоксид азота) для дизельных автомобилей
Число датчиков или точек замеров CO и NO2 зависит от множества факторов, таких как:
- Доступная парковочная площадь стоянки и, как следствие, количество автомобилей, которое может принять автостоянка.
- Загрузка на выездах и въездах на территорию автостоянки, то есть число транспортных средств, ожидающих обслуживания.
- Парковочное пространство, используемое общественным или грузовым автотранспортом.
Общее число датчиков может быть примерно вычислено по следующей формуле:
Где N = число датчиков СО или NO2, L = длина автостоянки(в метрах), W = ширина автостоянки (в метрах), А = площадь автостоянки (в квадратных метрах).
Датчики газа обязательно размещают возле:
- выездов или въездов в здание;
- мест разгрузки и пандусов;
- касс для оплаты стоянки.
Рекомендуемые типы датчиков и ожидаемая продолжительность жизни сенсора:
- инфракрасные (более 10 лет);
- электрохимические (более 5 лет);
Система регистрации и мониторинга CO или NO2 в общем случае содержит: газовый контроллер, набор датчиков и устройства оповещения. При этом объединение устройств в единую сеть возможно двумя способами:
- Конфигурация сети – «Звезда»; предполагает подключение датчиков по отдельности к газовому контроллеру и характерна для аналоговых систем.
Конфигурация сети «Звезда» для аналоговых систем
- Конфигурация сети – «с общей шиной»; предполагает подключение всех устройств к единой шине данных и характерна для цифровых систем.
Конфигурация сети «с общей шиной» для цифровых систем
Рекомендации по выбору конфигурации сети:
- Подключение типа «Звезда», если датчиков меньше 20.
- Подключения «С общей шиной», если датчиков больше 20.
Подключение датчиков к общей шине заметно снижает стоимость цифровой системы и значительно облегчает процесс снятия данных и управления датчиками, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости по сравнению с аналоговой системой.
MSR датчик MA-0-1110, MA-2-1130
![]() Пример датчика для аналоговой системы |
Особенности:
|
MSR аналоговый контроллер MGC-04
![]() Пример газового аналогового контроллера |
Особенности:
|
MSR аналоговый/цифровой датчик ADT-03-1110
![]() Пример универсального датчика для цифровой системы |
Особенности:
|
MSR цифровой контроллер DGC-05
![]() Пример газового цифрового контроллера |
Особенности:
|
На рынке существует множество систем приточно-вытяжной вентиляции крытых автостоянок, используемых для снижения или исключения риска отравления. Основная цель подобных систем заключается в том, чтобы обеспечить подачу свежего воздуха в определенном объеме. Хотя такой подход эффективен, однако расходы, связанные с эксплуатацией системы вентиляции, нередко оказываются весьма высоки.
В данной ситуации можно поступить иначе: контролировать уровень СО и регулировать работу системы вентиляции таким образом, чтобы уровень угарного газа находился в допустимых пределах и за счет этого снизить эксплуатационные расходы.
Компания «Энергометрика» предоставляет широкий ассортимент типовых решений для определения концентрации токсичных компонентов выхлопных газов. Приведенные в статье устройства наилучшим образом подходят для формирования системы оповещения, а также регистрации уровня концентрации СО и NO2 в закрытых помещениях.